Науки о человеке и их методы

Вспомните
1. Какие биологические науки вы знаете? Что они изучают?
2. Какое значение для человека имеют биологические науки?
3. Могут ли названные вами нау­ки изучать человека и почему?

Значение знаний о человеке. Для того чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, человеку нужно очень хорошо знать строение своего организма и то, как он работает. Иначе своими непродуманными действиями люди будут вольно или невольно причинять вред своему здоровью, и даже жизни. Например, когда ещё не знали, что кровь у людей подразделяется на несколько групп, её переливание очень часто приводило человека вместо выздоровления к быстрой гибели . Теперь-то известно, какому человеку кровь к какой группы можно переливать, но, для того чтобы получить эти знания, учёным потребовались столетия.

Человечество постоянно разрабатывает новые способы борьбы с недугами людей и даже со старостью. Ведь ещё в начале ХХ в. туберкулёз лёгких (чахотка) был смертельным заболеванием, а сей­ час это тяжёлое заболевание вполне излечимо. Средняя продолжительность жизни в эпоху Возрождения не превышала 40 лет , а в настоящее время в развитых странах она достигает 70 лет и более. Но мало только продлить срок жизни. Хочется до глубокой старости чувствовать себя здоровым и активным, поэтому человечество постоянно стремится к повышению качества жизни. Вот почему учёные разных специальностей изучают строение и деятельность человеческого организма, а также стремятся понять, какое влияние на здоровье и жизнь человека оказывает окружающая его среда.

Успехи в этом очень нелёгком, но нужном деле достигнуты большие. Однако можно с уверенностью сказать, что очень многое о себе мы не знаем или знаем поверхностно. Но основы знаний о своём организме следует усвоить всем и каждому. Это необходимо для ведения здорового образа жизни и для того, чтобы знать, как сохранить своё здоровье в неблагоприятных условиях.

Науки о человеке. Науки, изучающие человека, тесно взаимосвязаны. Анатомия (от греч. анатоме – рассечение) человека - наука о строении организма человека, а также его отдельных систем и органов.

Физиология (от греч . физис – природа и логос – учение) человека – наука, изучающая процессы жизнедеятельности как всего организма, так и отдельных его систем и органов.

Психология (от греч . психе – душа и логос) - наука, изучающая душевную деятельность человека, или его психику. К ней относится то, как мы чувствуем окружающий нас мир, как мы думаем, как запоминаем, наши переживания, а также индивидуальные особенности каждого человека (черты его характера, жизненные интересы и т. д.).

Все перечисленные науки исторически развивались вместе и являются основой медицины (от лат . медикус - лечебный) - области науки и практической деятельности человека, направленной на сохранение и укрепление его здоровья , предупреждение и лечение болезней.

Основой современной профилактической медицины является гигиена (от греч. гигиенос – здоровье) - наука, изучающая влияние на здоровье человека условий жизни и труда и разрабатывающая меры профилактики заболеваний. Так, условия жизни и работы шофёра, водолаза, учителя, танкиста, ветеринара, нефтяника, банкира, музыканта различаются так сильно, что и требования к работе различных систем и органов трудно сравнивать. Задача гигиены - сохранить высокую трудоспособность и здоровье человека в самых различных условиях и ситуациях, в которых он должен жить и работать.

Методы изучения организма человека. Наряду с традиционными методами изучения анатомического строения организма человека, связанными с использованием хирургических инструментов и микроскопической техники, сегодня применяют также рентгено­графию и компьютерную томографию.

Основные методы физиологии - наблюдение и эксперимент. В последнее время не меньшее значение имеет метод моделирования искусственного воспроизведения процессов с помощью различных технических средств или компьютерной техники. Современные телеметрические (от греч. теле – далеко) методы позво­ляют изучать функции организма или его отдельных органов на расстоянии, например работу сердца или дыхание. Одни исследования основаны на достижениях современной электроники (ульт­развуковые исследования, или УЗИ), другие - на регистрации электрических явлений в сердце (электрокардиография, или ЭКГ) или в мозге (электроэнцефалография, или ЭЭГ).

Как мы видим, с развитием науки и техники всё большее значение приобретают методы, позволяющие изучать организм человека при его жизни, способствуя тем самым сохранению или восстановлению его здоровья , продлению средней продолжительности жизни.

Применение этих методов позволяет не только детально исследовать строение внутренних органов, но и обнаружить нарушения в их работе.