Безусловные и условные рефлексы, их значение

Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. В течение многих веков люди задумывались над удивительной приспособленностью поведения животных к условиям обитания. Еще более загадочным казалось целесообразное, разумное поведение человека.

Начало научному изучению сложных приспособительных реакций человека и животных, мыслительной и психической деятельности человека было положено трудами великих русских ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

В 1863 г. вышла книга И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». В этой работе впервые в истории естествознания поведение и «душевная» – психическая деятельность человека были объяснены рефлекторным принципом работы нервной системы. И.М. Сеченов утверждал, что рефлексы головного мозга включают три звена. Первое, начальное звено – это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозгу. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства и т. д.). Третье, конечное звено – движения и действия человека, т. е. его поведение. Все эти звенья взаимосвязаны и обусловливают друг друга.

Продолжателем передовых идей И.М. Сеченова стал И.П. Павлов. Он разработал научный метод, с помощью которого удалось проникнуть в тайны работы мозга животных и человека. Им создано учение о безусловных и условных рефлексах. И.П. Павлов — основоположник общей теории высшей нервной деятельности — физиологии поведения.

Под высшей нервной деятельностью И.П. Павлов понимал «деятельность, обеспечивающую нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру». Им были выделены и изучены составные части, или компоненты высшей нервной деятельности, на основе которых строится любое, даже самое сложное поведение человека. Такими компонентами И.П. Павлов считал наследственные (безусловные) и приобретенные в процессе жизни (условные) рефлексы.

Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни организма. В ответ на действие жизненно важных раздражителей, например пищи или повреждения, возникают рефлексы. Такие рефлексы и вызывающие их раздражители были названы безусловными.

Известны пищевые, оборонительные, половые и ориентировочные рефлексы. Например, отделение пищеварительных соков в ответ на раздражение рецепторов полости рта, глотание, сосательные движения у новорожденного. Эти и многие другие рефлексы получили название пищевых.
К оборонительным рефлексам относят: отдергивание руки, прикоснувшейся к горячему предмету, кашель, чихание, мигание и др.

С половыми рефлексами связан процесс размножения.

Особое место среди безусловных рефлексов занимает ориентировочный рефлекс. И.П. Павлов назвал его рефлексом «что такое?». Он появляется в ответ на новый раздражитель: человек настораживается, прислушивается, поворачивает голову, скашивает глаза, задумывается.

Ориентировочный рефлекс обеспечивает восприятие незнакомого раздражителя. Дуги безусловных рефлексов проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг. Для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий. Дети, у которых отсутствуют большие полушария мозга, не могут долго жить, но у них можно наблюдать простые безусловные рефлексы.

Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство его внутренней среды и происходит размножение.

Образование условных рефлексов. И.П. Павлов показал, что наряду с наследственными существует множество рефлексов, которые приобретаются организмом в течение жизни. Такие рефлексы возникают при определенных условиях, поэтому они были названы условными.

И.П. Павлов изучал условные рефлексы в опытах на животных (собаках) (рис. 145). Для этого собаку закрепляли в специальном станке, чтобы ограничить ее движения. Когда собаке давали пищу (безусловный раздражитель), у нее рефлекторно выделялась слюна – возникал безусловный слюноотделительный рефлекс. Чтобы выработать условный рефлекс, за полминуты до кормления включали электрическую лампочку или другой, безразличный для слюноотделительного рефлекса раздражитель. После нескольких сочетаний включения лампочки с кормлением одна лишь вспышка света вызывала слюноотделение даже в том случае, если пищи в кормушке не было. Таким образом вспышка света становилась сигналом появления пищи – условным раздражителем. У собаки выработался условный слюноотделительный рефлекс.

Выработка условных рефлексов у собаки (в лаборатории И.П. Павлова)
Рис. 145. Выработка условных рефлексов у собаки (в лаборатории И.П. Павлова)

Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни и образующиеся в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными, И.П. Павлов назвал условными рефлексами.

У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.

Торможение рефлексов. Условный рефлекс будет прочным, если условный раздражитель постоянно подкрепляется безусловным. Если несколько раз не подкреплять условный раздражитель, ответная реакция ослабевает и затем затормаживается. Условный рефлекс при этом не исчезает. При повторении опыта после перерыва он восстанавливается.

Рефлексы, как условные, так и безусловные, затормаживаются при действии любого незнакомого раздражителя. Новый раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс. В результате происходит прекращение деятельности и оценка того, каким является для организма новый раздражитель: полезным, вредным или просто безразличным. Различные раздражители вызывают торможение одних и образование других (новых) условных рефлексов. Таким образом, с помощью образования условных рефлексов и их торможения осуществляется более гибкое приспособление организма к конкретным условиям существования.

В лабораториях И.П. Павлова и его последователей Л.А. Орбели, Э.А. Асратяна, П.K. Анохина, Л.Г. Воронина и других на животных и на человеке были изучены многообразные условные рефлексы (пищевые, оборонительные и др.).

Условные рефлексы вырабатываются не только в экспериментальных условиях, но и в повседневной жизни. Например, у человека, который хоть раз пробовал лимон, при одном его виде обильно выделяется слюна.

Каждый человек может привести примеры так называемых привычных действий, формирующихся по типу условных рефлексов. Например, дома мы, не задумываясь, протягиваем руку к выключателю, чтобы зажечь свет. Это привычное действие сохраняется какое то время и в том случае, если выключатель перенесен в другое место, а затем оно угасает, затормаживается.

1. В чем прогрессивность взглядов И.М. Сеченова на психическую деятельность человека? 2. Каково значение работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова для развития науки о поведении? 3. Какие рефлексы называются безусловными? 4. Какое значение имеют безусловные рефлексы? Приведите примеры безусловных рефлексов и объясните их значение для организма. 5. Какие рефлексы называются условными? 6. Каково биологическое значение условных рефлексов? 7. В чем состоит павловская методика формирования условных рефлексов у животных? 8. Каково биологическое значение торможения условных рефлексов? 9. Чем отличаются условные рефлексы от безусловных? 10. В чем значение безусловных и условных рефлексов?