Память и мышление

Приобретение индивидуального опыта называют обучением. Формирование условных рефлексов — один из видов обучения. Существует много других видов обучения. Обучение возможно благодаря памяти.

Память — это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта. И.М. Сеченов писал, что человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного. Без памяти люди были бы «существами мгновения», так как все ощущения, все образы внешнего мира исчезали бы бесследно по мере их возникновения.

Что происходит с человеком, если он лишается памяти, можно наблюдать у больных с глубокими нарушениями функций мозга. Такие больные не помнят, кто они, где они находятся, не знают, что они делали в этот день, могут много раз читать одну и ту же страницу, не запоминая ее содержания. Они не могут трудиться и приобретать даже простейшие навыки. Без накопления индивидуального опыта нарушается обычный ход жизни человека.

Физиологическая природа памяти. Физиологи в опытах на животных и врачи в наблюдениях за больными людьми установили, что память связана с определенными отделами больших полушарий головного мозга.

При повреждении отдельных областей коры, в которых расположены анализаторы, нарушаются специальные виды памяти: слуховая, зрительная, двигательная и др. Это ведет к нарушению запоминания и воспроизведения звуков, зрительных образов, движений. В случае поражения лобных или височных долей коры ухудшается память в целом. Больной не может запоминать, хранить и воспроизводить информацию. Согласно современным представлениям, отделы мозга, имеющие отношение к процессам памяти, связаны между собой замкнутыми цепочками нейронов (рис. 150). Нервные импульсы, циркулирующие в этих цепочках, вызывают образование в нервных клетках специфических веществ – материальных носителей «следов памяти». Нарушение синтеза этих веществ препятствует образованию «следов памяти» и, следовательно, процессу обучения, который возможен благодаря памяти. Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо какое то время ее повторять. Например, когда мы хотим запомнить номер телефона, стихотворение или математическую формулу, мы сознательно неоднократно повторяем материал, чтобы закрепить его в памяти.

Замкнутая цепь нейронов
Рис. 150. Замкнутая цепь нейронов
Виды памяти. В зависимости от того, что запоминается человеком, можно выделить несколько видов памяти.

Двигательная память лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным и трудовым навыкам, письменной речи.

Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии.

Образная память особенно хорошо развита у писателей, артистов, художников, музыкантов.

Эмоциональная память прочно сохраняет пережитые человеком чувства. Доказано, что запоминанию способствуют биологически активные вещества, выделяющиеся при эмоциональном возбуждении. В той или иной мере эмоциональная память развита у каждого человека. Об этом виде памяти великий режиссер К.С. Станиславский писал: «Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье, у вас есть память на чувствования, или эмоциональная память». Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку.

Запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов — это словесная память.

Все виды памяти взаимосвязаны. Одна и та же информация обычно запоминается с помощью двух и более видов памяти.

Память может быть непроизвольной, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой. Непроизвольно запоминается то, что произвело сильное впечатление или имеет для человека важное значение. В случае, когда человек осознанно старается запомнить материал, прилагая волевые усилия, используя специальные приемы, говорят о произвольной памяти.

Улучшают запоминание выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц. Одна и та же информация, неоднократно повторенная, запоминается лучше. Поэтому и говорят: «Повторение – мать учения». Самостоятельное повторение вслух всегда дает больший эффект, чем механическое, пусть даже многократное прочтение материала. Чем больше тренируется память, тем лучше она становится.
В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное запоминание. Произвольное запоминание активно формируется в школьные годы. Наибольшего развития память достигает к 25 годам, сохраняясь до 50 лет. Затем способность запоминать и вспоминать постепенно идет на убыль. Профессиональная память сохраняется и в пожилом возрасте.

Память нужно тренировать не только в специально отведенное для этого время, но и дома, по дороге в школу, в электричке, автобусе.

Память и речь служат основой мышления — процесса обдумывания, без которого невозможно обобщение сведений о мире и программирование поведенческих реакций. Благодаря речи информация быстро передается от одного человека к другому, что позволяет ускорить обработку информации и строить новые формы поведения.

1. Что такое эмоции? 2. Каково значение реакций внутренних органов (сердца, дыхания и т. д.), сопровождающих эмоции? 3. Что такое выразительные движения? Какова их роль? 4. Какова физиологическая природа эмоций? 5. Что такое обучение? 6. Что называется памятью? 7. Какие виды памяти человека вы знаете? 8. С какими отделами мозга связана память? 9. Что такое непроизвольная и произвольная память?