Физиология труда. Физические и психические возможности человека позволяют ему овладеть одной или несколькими профессиями, основанными на сложных и многообразных формах как умственного, так и физического труда. Область физиологии, изучающая изменение функционального состояния организма человека во время работы и рекомендующая для него наиболее благоприятные режимы труда и отдыха, называется физиологией труда.
Основы физиологии труда были заложены еще И.М. Сеченовым. Известный физиолог А.А. Ухтомский считал, что в труде важную роль играют не только физические возможности человека, но и свойства его личности, особенности психики и сознания.
Выполнение физической работы влияет на состояние различных функциональных систем человека и характеризуется рядом факторов, таких как вынужденная рабочая поза, монотонно повторяющиеся мышечные движения, повышенные нагрузки на зрение, нервное и психическое напряжение, а при некоторых видах работы — малая подвижность.
В зависимости от характера нагрузки работу делят на физическую и умственную.
В любой трудовой деятельности человека выделяют 2 компонента: механический и психический. Механический компонент определяется мышечной работой. Сложные трудовые операции состоят из более простых мышечных движений, которые регулируются нервной системой. В работающих мышцах усиливается кровоток, кровь приносит им питательные вещества и кислород уносит продукты распада. Этому сопутствует активная работа сердца и системы органов дыхания. В свою очередь, на работу всех этих систем органов требуется дополнительный расход энергии.
Психический компонент определяется участием в трудовой деятельности органов чувств, памяти, мышления и эмоций, волевых усилий.
Доля механического и психического компонентов в разных видах труда неодинакова. В физическом труде преобладает мышечная деятельность, в умственном – мыслительная. Деление это условно, так как ни один из видов труда не может выполняться без регулирующей деятельности центральной нервной системы, и прежде всего больших полушарий головного мозга.
На трудовую деятельность человека оказывают влияние условия труда. К условиям труда относится все, что окружает человека в трудовой деятельности (окружающая температура, движение и влажность воздуха в помещении, шумы, организация рабочего и нерабочего времени, отношения с товарищами по работе).
Для выполнения любой работы важна отработка трудовых навыков. Трудовые навыки (простые и сложные) формируются постепенно.
Формирование трудовых навыков направлено на выработку наиболее экономических (требующих меньших затрат энергии) рабочих движений. Этот процесс проходит в три этапа. На первом этапе обучения новым, незнакомым ещё действиям, движения человека не согласованны, в работе участвует больше мышц и затрачивается больше энергии, чем это необходимо для выполнения работы. На этом этапе работа более утомительная, чем на последующих.
На втором этапе начинает формироваться трудовой навык, улучшается регуляция движений. Движения становятся более координированными и плавными. Работа выполняется легче и становится менее утомительной.
На третьем этапе вырабатывается устойчивый трудовой навык. В работе принимают участие только те мышцы, которые обеспечивают данное движение. Работоспособность поддерживается в течение всего рабочего дня стабильно.
В основе выработки рабочего навыка лежит физиологический механизм, названный динамическим стереотипом. Он устойчив и сохраняется длительное время. Функциональное состояние работающего человека характеризует его работоспособность — способность выполнять определенный максимально эффективный вид и объем работы. У одного и того же человека работоспособность при разных видах деятельности неодинакова и зависит от ряда причин: опыта, условий труда, самочувствия, трудовой нагрузки. Чем выше работоспособность человека, тем с меньшим напряжением может быть выполнена работа.
Трудовая деятельность человека совершенствуется при систематических упражнениях. Со временем человек совершает все меньше лишних движений, не привлекая своего внимания и не обдумывая их, т. е. автоматически.
Образуются трудовые двигательные навыки, примером которых может служить отработка автоматических движений в любом труде — труде упаковщика, пианиста, шлифовщика. Автоматические движения повышают работоспособность, снижают напряжение, под их влиянием повышается производительность труда.
Существуют различные формы трудовой деятельности: физический труд, требующий значительной мышечной активности (работа землекопа, лесоруба, кузнеца, сельскохозяйственного рабочего и др.). В нем участвуют 2/3 мышц всего тела человека, характерны повышенные энергетические затраты (19942 кДж). Физический труд развивает мышечную систему человека и улучшает обменные процессы, но требует значительного времени для отдыха; механизированный и автоматизированный труд (многочисленные профессии во всех отраслях производства). В работе участвуют отдельные группы мышц, остальные мышцы тела заняты поддержанием рабочей позы. Организм не испытывает значительных мышечных напряжений. Энергетические затраты составляют 15 086 кДж. Многие виды механизированного труда однообразны; требуют накопления специальных знаний и двигательных навыков; умственный труд, к работникам умственного труда относятся: ученые, инженеры, техники, операторы, врачи, учителя, воспитатели, писатели, художники, артисты и др. Он сопровождается незначительной мышечной активностью и небольшими, в сравнении с другими формами труда, энергетическими затратами. Суточные затраты энергии составляют 13 474 кДж. Любая умственная профессия требует усвоения определенных программ действий, знаний.
По окончании школы все становятся перед необходимостью выбора профессии. Это ответственный момент в жизни любого молодого человека. Чем правильней будет сделан выбор профессии, тем выше будет производительность труда человека, тем более прочное место в жизни общества будет ему обеспечено.
Каждый учащийся еще в школе должен сознательно отнестись к выбору профессии и подготовиться к ней. Он должен определить для себя, какой труд даст ему максимальную личную и профессиональную удовлетворенность. Только труд, отвечающий способностям, интересам и склонностям человека, обеспечивает ему полное моральное удовлетворение своей жизнью, будет стимулировать творческие возможности человека, откроет пути профессионального роста.
Изменение физиологических функций при физическом и умственном труде. Физический труд вызывает изменения во всех системах человека, степень которых зависит от его особенностей и степени тяжести.
При динамической работе сокращение мышц ведет к расширению сосудов и увеличению в них кровотока. Кровоснабжение работающих мышц увеличивается постепенно и достигает максимума через 60—90 с и соответствует нормальному уровню обменных процессов. При тяжелой работе кровоток в мышцах увеличивает ся в 20–30 раз. Во время тяжелой работы увеличивается частота сердечных сокращений, и быстро развивается утомление. После окончания работы происходит длительное восстановление пульса.
Степень изменения легочной вентиляции, минутного и систолического объема крови также связана с тяжестью работы. Все эти изменения регулируются центральной нервной системой и гипофизом, который стимулирует образование соответствующих гормонов. Большое участие в регуляции принимает симпатическая нервная система.
Умственный труд, в сравнении с физическим, отличается меньшими изменениями кровообращения и дыхания. Но он значительно изменяет функциональное состояние нервной системы, повышая уровень обменных процессов в различных областях мозга, особенно в лобных долях.
Умственная работа, связанная с нервно-эмоциональным напряжением, вызывает повышение активности симпато-адреналовой и других систем, что в свою очередь меняет состояние сердечно сосудистой и дыхательной систем.
Работоспособность и утомление. Работоспособность человека меняется на протяжении рабочей смены, этот процесс проходит четыре фазы:
Первая фаза — врабатывания, во время которой повышается уровень обменных процессов, активность центральной нервной системы, сердечно сосудистой и дыхательной систем. Эта фаза короче при физическом труде, по сравнению с умственным.
Вторая фаза — относительной устойчивости работоспособности, характеризуется оптимальным состоянием всех систем и максимальной эффективностью труда. Продолжительность этой фазы зависит от тяжести труда, психофизиологического состояния человека и условий труда.
Третья фаза – снижение работоспособности, связанное с утомлением. Утомление – это функциональное состояние организма, возникающее при выполнении интенсивной или длительной работы, приводящее к снижению ее эффективности. Утомление характеризуется уменьшением силы и выносливости мышц, ухудшением координации движений, возрастанием энергетических затрат на выполнение одной и той же работы, падением внимания, ухудшением памяти и др. Особенно утомителен монотонный труд. Утомление наступает быстрее при выполнении операций, связанных с длительным напряжением зрения.
При утомлении снижается эффективность трудовой деятельности. Субъективно утомление проявляется в желании прекратить работу или снизить нагрузку, в ощущении усталости.
В основе утомления лежат процессы, происходящие в центральной нервной системе и работающем органе.
Четвертая фаза – вторичное повышение работоспособности (в конце рабочего дня), вызвана психологическим фактором, связанным с концом работы и последующим отдыхом.
1. Что изучает наука физиология труда? 2. Какие компоненты можно выделить в трудовой деятельности человека? 3. Что такое условия труда? 4. Что такое работоспособность и какие факторы на нее влияют? 5. Какие формы трудовой деятельности вам известны? Чем они характеризуются? 6. Чем нужно руководствоваться при выборе профессии? 7. Как изменяются физиологические функции при различных видах труда?