Эмоции

Характеристика эмоций. Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение. Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно многообразны и сложны. Как писал отечественный ученый П.К. Анохин, «без эмоций человек превратился бы в подобие робота, которому неведомы ни беды, ни радости, ни удовлетворенность трудом, ни стремление к счастью. Такой человек не смог бы понять переживания других людей и значения для окружающих собственных поступков».

Эмоции человека

Все эмоции можно поделить на положительные (радость, любовь, восторг, удовлетворение и т. п.) и отрицательные (гнев, страх, ужас, отвращение и т. п.). Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Одно из таких биологически активных веществ — гормон надпочечников — адреналин, который активирует работу сердца и повышает кровяное давление.

Изменения в деятельности внутренних органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Поэтому всем понятны такие выражения, как «от страха в пот ударило», «волосы встали дыбом», «мурашки по коже», «щемит сердце» или «от радости в зобу дыханье сперло» и т. п. Физиологическое значение таких реакций, сопровождающих эмоции, очень велико. Они мобилизуют силы организма, приводят его в состояние готовности для успешной деятельности или для защиты.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. По изменению походки, позы, а также жестам, мимике, интонациям, смене скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии человека.

Выразительные движения дают разрядку напряжению, которое создается эмоцией. Кроме того, выразительные движения – это язык эмоций. Он не нуждается в переводе. Несколько лет назад ученые сделали серию фотографий лица человека в состоянии радости, печали, страха, гнева, удивления (рис. 148). Эти фотографии показывали детям многих стран мира. Оказалось, что независимо от национальности, традиций, особенностей воспитания дети очень точно и правильно оценили состояние людей, изображенных на фотографиях.

Роль мимики в выражении различных эмоций
Рис. 148. Роль мимики в выражении различных эмоций

Наблюдая за выражением эмоций, мы не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся его состоянием: сопереживаем, сочувствуем, сострадаем. Таким образом, выразительные движения — своеобразное средство общения между людьми.

В свою очередь, выразительные движения сами вызывают ответные эмоции. Актер мимикой, жестами, интонациями не только создает образ изображаемого лица и раскрывает зрителям внутренний мир своего героя, но и «входит в образ», т. е. начинает переживать чувства своего героя, передавая его состояние зрителям, подключая их к сопереживанию. Так, выразительные движения могут управлять эмоциями многих. Это всегда неосознанно использовалось в воспитании и самовоспитании. Всем известно «спартанское» воспитание. Если с малых лет мальчика приучать подавлять выразительные движения эмоций боли, страха, это постепенно приводит к уменьшению самих переживаний. При воспитании по типу «кумир семьи» любые выразительные движения ребенка немедленно находят самый живой от клик у взрослых, и все его желания тут же удовлетворяются. Это приводит к тому, что ребенок сознательно усиливает внешние проявления эмоций. В результате воспитывается эмоционально неуравновешенный человек.

Выразительные движения, в отличие от вегетативных реакций, подчиняются произвольной регуляции. Мы можем сдерживать свои выразительные движения, «не давать чувствам воли». Самообладание, умение владеть собой приобретаются в воспитании, самовоспитании и являются чертами высокой культуры человека.

Физиологическая природа эмоций. Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Лобная доля коры тормозит или активирует эмоции, т. е. управляет ими. Больные с нарушениями лобной доли коры отличаются эмоциональной несдержанностью. Они легко переходят от состояния добродушия и ребячливой веселости к агрессии. Если в опытах на животных участки промежуточного мозга раздражать слабым электрическим током, то удается наблюдать все внешние проявления эмоций. Например, мирно дремавшая кошка вскакивает, выгибается дугой, прижимает уши, шипит, шерсть на ее загривке встает дыбом (рис. 149).

Раздражение центров ярости у кошки
Рис. 149. Раздражение центров ярости у кошки