Нервная система и органы чувств млекопитающих

Почему для млекопитающих характерно сложное поведение?

По сравнению с другими представителями животного мира млекопитающие имеют наиболее совершенную нервную систему. У них особенно развит главный отдел центральной нервной системы – головной мозг. В нем увеличены большие полушария переднего мозга и мозжечок. Наружный слой больших полушарий состоит из нервных клеток, образующих кору мозга. У большинства млекопитающих кора мозга образует складки – извилины. Извилины имеет и мозжечок, обеспечивающий координацию сложных движений млекопитающих. Высокоразвитый головной мозг обеспечивает высокий уровень нервной деятельности, сложное приспособительное поведение млекопитающих.

Поведением называют способность организмов совершать определенные действия и реагировать на внутренние и внешние факторы. Поведение направлено на сохранение организмов при изменении условий окружающей среды, способствует выживанию и оставлению потомства.

Что позволяет млекопитающим хорошо ориентироваться в окружающей среде?

Млекопитающие ориентируются в пространстве, находят пищу, замечают опасность с помощью органов обоняния, слуха, зрения, осязания и вкуса.

Большинство наземных млекопитающих обладают тонким обонянием. У многих из них обоняние имеет важное значение при поиске пищи.

Преобладающее число видов имеют хороший слух. Они улавливают звуки ушными раковинами, которые у многих млекопитающих подвижны. Прислушиваясь, животные поворачивают ушные раковины в том направлении, откуда исходит звук.

Острота зрения и степень развития глаз у млекопитающих различны и связаны с условиями существования. Особенно большие глаза имеют те, кто ведет ночной образ жизни, а также обитатели открытых ландшафтов, например антилопы. Далеко не все млекопитающие распознают цвета. Различать многие цвета способны лишь обезьяны.

Какие виды поведения характерны для млекопитающих?

У млекопитающих поведение проявляется в движениях, положениях тела, издаваемых звуках, жестах и мимике. Существуют разные виды поведения: пищевое, территориальное, конкурентное, репродуктивное, общественное.

Вы неоднократно наблюдали за поведением кошки. Она помечает свою территорию пахучими веществами, когда трется своим телом о деревья, мебель в доме н другие предметы. Помеченный участок принадлежит только этой кошке. Это пример проявления территориального поведения.

Во время ссоры, например из-за пищи, территории или партнеров, у кошек проявляется агрессивное конкурентное поведение. Они принимают угрожающие позы, издают своеобразные звуки, предупреждая противника о своих намерениях и запугивая его. В результате слабое животное уступает сильному.

Наблюдая за охотой кошки, можно получить представление о ее пищевом поведении. Кошка обычно подстерегает добычу. Высматривая жертву, она слегка приподнимается и, сгорбившись, медленно подкрадывается к ней. При этом движения кошки совершенно бесшумны. Выследив добычу, она некоторое время стоит с опушенной головой, затем внезапно поднимается на задних лапах, стремительно прыгает и неожиданно нападает на жертву. Поэтому кошку называют крадущимся охотником.

Репродуктивное поведение обеспечивает появление потомства и его выращивание. Оно включает ухаживание, спаривание и заботу о потомстве. Репродуктивное поведение стимулируется оптическими, звуковыми и химическими раздражителями, исходящими от партнеров.

Исследование для любознательных. Наблюдения за кошкой и собакой

Выясните, как эти звери реагируют на запахи и звуки.

Понаблюдайте, как ходит кошка: как она ставит лапу; слышна ли ее поступь. Для сравнения проведите те же наблюдения за собакой.

Выработайте у кошки условные рефлексы: на время и место кормления; на посуду, из которой ее кормят. Меняя время, место кормления и посуду, наблюдайте за реакцией животного.

Вопросы и задания

  1. Выпишите из текста параграфа научные термины, обозначающие новые понятия, и найдите их определения в учебнике, энциклопедическом словаре, Интернете.
  2. Проанализируйте текст параграфа и выясните, чем обусловлено более сложное поведение млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися.
  3. Используя текст параграфа и информацию рисунка 99, выясните, какой отдел головного мозга наиболее развит у млекопитающих и какие преимущества в связи с этим имеют млекопитающие по сравнению с другими животными.
  4. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, а том числе интернет-ресурсы, подготовьте сообщение на тему «Поведение зверей».