Каковы строение и значение нервной системы рыб?
Согласованную деятельность всех систем органов тела и связь организма рыбы с окружающей средой обеспечивает нервная система (см. рис. 51 и 53).
Она состоит из центральной и периферической частей. Центральная нервная система рыб, квк и других хордовых, имеет трубчатое строение. Передняя часть нервной трубки видоизменена в головной мозг. Он сравнительно невелик и защищен костями черепа. В головном мозге рыб, как и других позвоночных животных, различают пять отделов. Эго передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг (см. рис. 53).
Каждый отдел мозга выполняет свои функции. В разных отделах мозга находятся различные центры: в переднем – обоняния, в среднем – зрения, в продолговатом, – слуха и осязания, в мозжечке координации движений и равновесия. Продолговатый мозг также играет большую роль в регуляции дыхания кровообращения, пищеварения.
Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной мозг, представляющий собой длинный белый тяж. Он располагается в канале позвоночника. Этот канал образован отверстиями позвонков, соединенных друг с другом.
От спинного и головного мозга отходит множество нервов. С их помощью координируется работа мышц, плавников и внутренних органов. Нервы, связывающие головной и спинной мозг с различными частями и органами тела, образуют периферическую нервную систему.
Как рыбы ориентируются в окружающей среде?
В окружающей среде рыбы ориентируются с помощью органов чувств. Органы зрения рыб – довольно крупные и подвижные глаза. С их помощью рыбы видят предметы в воде на близком расстоянии и различают цвета. Глаза у большинства рыб расположены по бокам головы. Поэтому рыбы охватывают взглядом почти все пространство вокруг себя. В поле зрения обоих глаз рыба может точно определять расстояние до видимых предметов.
Рыбы различают звуки. Органы слуха у них находятся внутри черепа и снаружи не видны. Многие рыбы, особенно стайные, сами могут издавать звуки. Звуковая сигнализация помогает им при поиске корма, оповещении о приближении врагов. Внутри черепа рыб находится и орган равновесия. Благодаря ему рыбы ощущают положение своего тела в пространстве.
Рыбы обладают очень тонким обонянием. Они чутко воспринимают запахи веществ, растворенных в воде. Вода поступает к органу обоняния через ноздри.
Рыбы ощущают вкус скоплениями специальных чувствительных клеток. Они расположены как в роговой полости, так и в коже, покрывающей другие части тела. У рыб по всему телу разбросаны осязательные клетки. Чувствительных, вкусовых и осязательных клеток особенно много вокруг губ. У некоторых рыб, например у сазана, есть осязательные усики. С их помощью рыбы ощупывают окружающие предметы, находят пищу и пробуют ее на вкус.
Важным органом чувств у рыб является боковая линия. Это система каналов под кожей, в которых расположены чувствительные клетки. Боковая линия на теле многих рыб различима по особой форме чешуек. Благодаря боковой линии рыбы способны улавливать изменение направления и скорости движения воды. Улавливая мельчайшие перемены водных течений, рыбы узнают о препятствиях даже в мутной воде, а также согласуют свои движения, плавая стаей.
Практическая работа. Изучение боковой линии рыбы
Рассмотрите рыбу сбоку. Нейдите боковую линию. Извлеките чешуйку в месте прохождения боковой линии. Рассмотрите ее под лупой.
Извлеките чешуйку из другой части тела рыбы. Рассмотрите ее под лупой. Сравните с чешуйкой, рассмотренной ранее.
В тетради нарисуйте обе чешуйки. Сделайте вывод об особенностях строения чешуи там, где проходит боковая линия.
Исследование для любознательных. Наблюдения за поведением рыб в природе
- Понаблюдайте та поведением рыб на мелководье. Обратите внимание на то, как потревоженные рыбы мгновенно лавируют между препятствиями. Объясните, почему они с ними не сталкиваются.
- Понаблюдайте за стайкой рыб. Обратите внимание на согласованность их движений, особенно когда они одновременно твое вдруг совершают повороты или уносятся прочь. Объясните, благодаря чему рыбы могут совершать такие четкие и согласованные действия.
Наблюдения за аквариумными рыбами
В аквариум с голодными рыбами налейте немного воды, в которой находился живой корм (мотыль). Изменилось ли поведение рыб? С чем это связано? Постарайтесь объяснить, чем вызвана такая реакция рыб.
Вопросы и задания
- Выпишите из текста параграфа научные термины, обозначающие новые понятия, и найдите их определения в учебнике, энциклопедическом словаре, Интернете.
- Проанализируйте текст параграфа и выясните, в чем проявляется усложнение нервной системы рыб по сравнению с нервной системой ланцетника.
- Используя текст параграфа и информацию, которую содержит рисунок 53, составьте план рассказа о строении головного мозга рыб.
- Какое значение имеет боковая линия рыбы в ее жизни?