Нервная система и органы чувств рыб

Каковы строение и значение нервной системы рыб?

Согласованную деятельность всех систем органов тела и связь организма рыбы с окружающей средой обеспечивает нервная система (см. рис. 51 и 53).

Она состоит из центральной и периферической частей. Центральная нервная система рыб, квк и других хордовых, имеет трубчатое строение. Передняя часть нервной трубки видоизменена в головной мозг. Он сравнительно невелик и защищен костями черепа. В головном мозге рыб, как и других позвоночных животных, различают пять отделов. Эго передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг (см. рис. 53).

Каждый отдел мозга выполняет свои функции. В разных отделах мозга находятся различные центры: в переднем – обоняния, в среднем – зрения, в продолговатом, – слуха и осязания, в мозжечке координации движений и равновесия. Продолговатый мозг также играет большую роль в регуляции дыхания кровообращения, пищеварения.
Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной мозг, представляющий собой длинный белый тяж. Он располагается в канале позвоночника. Этот канал образован отверстиями позвонков, соединенных друг с другом.

От спинного и головного мозга отходит множество нервов. С их помощью координируется работа мышц, плавников и внутренних органов. Нервы, связывающие головной и спинной мозг с различными частями и органами тела, образуют периферическую нервную систему.

Как рыбы ориентируются в окружающей среде?

В окружающей среде рыбы ориентируются с помощью органов чувств. Органы зрения рыб – довольно крупные и подвижные глаза. С их помощью рыбы видят предметы в воде на близком расстоянии и различают цвета. Глаза у большинства рыб расположены по бокам головы. Поэтому рыбы охватывают взглядом почти все пространство вокруг себя. В поле зрения обоих глаз рыба может точно определять расстояние до видимых предметов.

Рыбы различают звуки. Органы слуха у них находятся внутри черепа и снаружи не видны. Многие рыбы, особенно стайные, сами могут издавать звуки. Звуковая сигнализация помогает им при поиске корма, оповещении о приближении врагов. Внутри черепа рыб находится и орган равновесия. Благодаря ему рыбы ощущают положение своего тела в пространстве.

Рыбы обладают очень тонким обонянием. Они чутко воспринимают запахи веществ, растворенных в воде. Вода поступает к органу обоняния через ноздри.

Рыбы ощущают вкус скоплениями специальных чувствительных клеток. Они расположены как в роговой полости, так и в коже, покрывающей другие части тела. У рыб по всему телу разбросаны осязательные клетки. Чувствительных, вкусовых и осязательных клеток особенно много вокруг губ. У некоторых рыб, например у сазана, есть осязательные усики. С их помощью рыбы ощупывают окружающие предметы, находят пищу и пробуют ее на вкус.

Важным органом чувств у рыб является боковая линия. Это система каналов под кожей, в которых расположены чувствительные клетки. Боковая линия на теле многих рыб различима по особой форме чешуек. Благодаря боковой линии рыбы способны улавливать изменение направления и скорости движения воды. Улавливая мельчайшие перемены водных течений, рыбы узнают о препятствиях даже в мутной воде, а также согласуют свои движения, плавая стаей.

Практическая работа. Изучение боковой линии рыбы

Рассмотрите рыбу сбоку. Нейдите боковую линию. Извлеките чешуйку в месте прохождения боковой линии. Рассмотрите ее под лупой.

Извлеките чешуйку из другой части тела рыбы. Рассмотрите ее под лупой. Сравните с чешуйкой, рассмотренной ранее.

В тетради нарисуйте обе чешуйки. Сделайте вывод об особенностях строения чешуи там, где проходит боковая линия.

Исследование для любознательных. Наблюдения за поведением рыб в природе

  1. Понаблюдайте та поведением рыб на мелководье. Обратите внимание на то, как потревоженные рыбы мгновенно лавируют между препятствиями. Объясните, почему они с ними не сталкиваются.
  2. Понаблюдайте за стайкой рыб. Обратите внимание на согласованность их движений, особенно когда они одновременно твое вдруг совершают повороты или уносятся прочь. Объясните, благодаря чему рыбы могут совершать такие четкие и согласованные действия.

Наблюдения за аквариумными рыбами

В аквариум с голодными рыбами налейте немного воды, в которой находился живой корм (мотыль). Изменилось ли поведение рыб? С чем это связано? Постарайтесь объяснить, чем вызвана такая реакция рыб.

Вопросы и задания

  1. Выпишите из текста параграфа научные термины, обозначающие новые понятия, и найдите их определения в учебнике, энциклопедическом словаре, Интернете.
  2. Проанализируйте текст параграфа и выясните, в чем проявляется усложнение нервной системы рыб по сравнению с нервной системой ланцетника.
  3. Используя текст параграфа и информацию, которую содержит рисунок 53, составьте план рассказа о строении головного мозга рыб.
  4. Какое значение имеет боковая линия рыбы в ее жизни?