Места обитания и внешнее строение рыб

На какие экологические группы делят рыб по местам их обитания?

Рыбы – наиболее многочисленная группа современных позвоночных животных, объединяющая более 20 тыс. видов. Живущих в настоящее время рыб подразделяют на два класса: Хрящевые рыбы и Костные рыбы. Большинство современных рыб относятся к классу Костные рыбы. Рыбы – исконные обитатели водной среды. Они дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников.

Рыбы распространены в разных уголках планеты: от высокогорных водоемов до океанических глубин, от полярных вод до экваториальных. Эти животные населяют соленые воды морей, встречаются в солоноватых лагунах и устьях крупных рек. Они обитают в пресных реках, ручьях, озерах и болотах. Рыб можно встретить в водах пещер, в подземных и даже во временно пересыхающих водоемах. Чтобы завоевать такое огромное пространство, тысячи поколений предков современных рыб приспосабливались к самым разнообразным условиям жизни в воде.

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские (рис. 44).
Рис. 44. Пресноводные, проходные, солоноватые и морские рыбы
Пресноводные рыбы постоянно обитают в пресной воде. Некоторые из них, например караси и лини, предпочитают стоячие водоемы. Другие, такие как пескарь обыкновенный, хариус, голавль, приспособились к жизни в текущих водах рек.

К проходным относят рыб, которые для размножения переходят из морской воды в пресную (например, лосось и осетровые) или из пресной воды идут размножаться и соленую (например, некоторые виды угрей: см. рис. 3).

Солоноватые рыбы населяют опресненные участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

Морские рыбы живут в соленой воде морей и океанов. Толщу воды населяют такие рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

В разнообразном подводном ландшафте каждый вид рыб обитает в тех местах, к которым он лучше всего приспособлен, где может найти пищу, укрытия и места для размножения.

Исследование для любознательных. Виды рыб местных водоемов

На разных участках крупных рек обитают различные виды рыб. Так, в горных частях рек Европы живут форель и гольян. В предгорных частях этих рек обитают хариус и гольян. Равнинные части рек заселяют голавль, усач. В нижнем плавном течении реки распространены лещ, плотва. А в устье рек встречаются бычок и речная камбала (рис. 45).

Выясните, какие виды рыб обитают в водоемах вашей местности.

Определите, к какой группе по месту обитания принадлежат эти рыбы.

Каковы особенности внешнего строения рыб в связи с водным образом жизни?

Рис. 45. Виды рыб, обитающих на разных участках рек
Для рыб характерно обтекаемое тело. Такая форма уменьшает сопротивление воды при плавании.

Тело большинства рыб покрыто налетающими одна на другую чешуями. Они укреплены в коже и вместе образуют защитный покров – чешую. Снаружи рыба защищена еще и слоем слизи, выделяемой кожными железами. Слизь предохраняет рыбу от болезнетворных грибов и бактерий, а также смазывает поверхность тела для лучшего скольжения в воде. У некоторых рыб, например у сома, тело голое, без чешуи, покрытое толстой кожей.

В теле рыб различают голову, неподвижно соединенную с туловищем, которое плавно переходит в хвост (рис. 46).
Рис. 46. Приспособленность внешнего строения рыб к обитанию в водной среде
На переднем конце головы расположен рот. Глаза у рыб обычно находятся по бокам головы. Сверху на голове рыб видна пара небольших отверстий – ноздри.

Приспособлением к передвижению в воде являются парные и непарные плавники рыб. Каждый плавник состоит из тонкой кожной перепонки, которая поддерживается костными плавниковыми лучами.

Парные плавники – грудные и брюшные – служат рулями глубины. С их помощью рыба сохраняет равновесие, совершает повороты, может медленно двигаться и останавливаться. У некоторых видов грудные плавники огромные и приспособлены к полету над водой.

Непарные плавники – спинной, анальный и хвостовой. Число спинных и анальных плавников у разных видов рыб различно. Спинной и анальный плавники придают рыбе устойчивость при движении и резких поворотах. Хвостовой плавник у большинства рыб играет важную роль при движении вперед.

По бокам у рыбы заметна доказал линия – чувствительный орган, улавливающий изменение направления и скорости течения воды, воспринимающий электромагнитные поля живых организмов.

Практическая работа. Изучение внешнего строения рыбы

Понаблюдайте за рыбой, плавающей в аквариуме. Из каких отделов состоит ее тело?

Рассмотрите голову рыбы. Какие органы видны на голове? Где расположены у рыбы глаза?

Рассмотрите тело рыбы. Определите, чем оно покрыто. Как расположены чешуи? Почему чешуи имеют такое расположение?

Рассмотрите на теле рыбы боковую линию – цепочку крошечных отверстий.

Рассмотрите плавники. Сколько их? Где они расположены? Определите, какие плавники парные, а какие – непарные.

Понаблюдайте за работой плавников, когда рыба неподвижна, поворачивается, всплывает, погружается, быстро движется вперед.

Какую роль играют плавники в жизни рыб?

В тетради запишите вывод о приспособленности внешнего строения рыбы к жизни в воде.

Исследование для любознательных. Наблюдения за рыбами в природе

Если вы живете недалеко от водоема, изучите жизнь рыб в природе.

На мелководье у берега понаблюдайте за тем, как рыбы плавают, как реагируют на брошенный в воду корм.

Выясните, какие рыбы живут стайками, а какие – ведут одиночный образ жизни.

Как рыбы реагируют на шум, волнение воды?

Вопросы и задания

  1. Выпишите из текста параграфа научные термины, обозначающие новые понятия, и найдите их определения в учебнике, энциклопедическом словаре, Интернете.
  2. Используя текст параграфа и информацию, которую содержит рисунок 44, составьте план-конспект текста параграфа.
  3. Проанализируйте текст параграфа, рассмотрите рисунок 46 и выявите особенности внешнего строения рыб, связанные с их водным образом жизни.
  4. В чем сходство и различие строения и процессов жизнедеятельности ланцетника и рыб?
  5. Изучите внешнее строение рыбы, плавающей в аквариуме. Сравните увиденное с информацией, представленной на рисунке 46.
  6. Используя текст учебника и дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о видах рыб, обитающих в водоемах вашего региона.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector