Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц

Каково значение птиц в природе?

Населяя самые разные места обитания, птицы неразрывно связаны с жизнью биологических сообществ. Для птиц характерен интенсивный обмен веществ. Поддерживая его, они потребляют большое количество как растительных, так и животных кормов.

Подсчитано, что на одном гектаре подмосковного леса гнездятся 25 пар мелких птиц. Они вместе со своими птенцами каждые сутки поедают не менее б кг различных беспозвоночных животных.

Хищные птицы, охотясь за мелкими грызунами и другими животными, регулируют их численность. Сами птицы служат пищей другим животным и являются важным звеном пищевых цепей в природе.

Птицы охотно поедают плоды рябины, малины, вишни, красной бузины, жимолости и других растений. Семена, покрытые защитной оболочкой, при переваривании не теряют всхожести. Поэтому, перелетая с места на место, птицы вместе с пометом распространяют и семена.

Во многих наших лесах обитает сойка, которая особым способом расселяет дуб. Питаясь желудями, она запасает их на зиму, пряча в лесной подстилке. Подыскивая укромное место для своей кладовой, сойка часто уносит желуди далеко от дуба. Однако она не всегда съедает свои запасы, иногда забывает о них. Из уцелевших желудей на новых местах вырастают дубы. Каким же образом в лесах Сибири кедровка распространяет кедровую сосну.

Какую пользу птицы приносят человеку?

Значение птиц для человека во многом определено их ролью в природе. Птицы поедают огромное количество насекомых, клещей, моллюсков, питающихся сельскохозяйственными и лесными растениями. При выкармливании птенцов пара скворцов очищает 70 деревьев от гусениц непарного шелкопряда, 40 деревьев – от дубовой листовертки в период массового размножения этих насекомых. Многие зерноядные птицы кормятся семенами сорных растений – лебеды, репейника, чертополоха. Хищные птицы уничтожают мелких грызунов, распространяющих инфекционные заболевания и вредящих полевым культурам. Некоторые птицы служат объектом промысловой и спортивной охоты.

Птицы, не приносящие человеку хозяйственной пользы, своей хлопотливой деятельностью, пением или нарядным оперением оживляют природу, доставляя людям радость.

Какое участие в охране птиц может принять каждый школьник?

Птицы заслуживают всестороннего покровительства со стороны человека. В 1972 г. в иранском городе Рамсар была принята Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение в качестве местообитаний водоплавающих птиц. В нашей стране Федеральный закон «О животном мире» запрещает убивать певчих птиц, ограничивает охоту на птиц. Со многими странами Россия заключила соглашения об охране перелетных видов.

Однако в результате возрастающей хозяйственной деятельности человека численность птиц многих видов продолжает снижаться. Поэтому очень важно заботиться о сохранении среды их обитания. Даже в большом городе на маленьком пруду или озерке, покрытом растительностью, могут отдыхать утки и чайки, гнездиться лебеди и лысухи.

Птицам часто не хватает мест для гнездования. Поэтому, изготовив искусственные гнездовья, каждый из нас может принять посильное участие в привлечении птиц в сады, скверы и парки. Зимой, особенно в сильные морозы, птицы не всегда могут найти пищу. Подкармливая их, мы помогаем птицам пережить неблагоприятные погодные условия.

Проектная деятельность. Изготовление искусственных гнездовий и наблюдение за ними

Изготовив и развесив искусственные гнездовья, наблюдайте за ними. Какие птицы охотнее занимают различные гнездовья (скворечник, синичник, дуплянку)? Влияет ли на использование гнездовий место их нахождения (высота и сторона дерева), порода дерева, место произрастания и другие особенности?

Попробуйте оставлять корм на видном месте вблизи гнездовья. Проследите, берет ли его птица, привыкает ли к месту и времени появления корма.

Подготовьте стендовый доклад об использовании птицами искусственных гнездовий.

Вопросы и задания

  1. Выпишите из текста параграфа научные термины, обозначающие новые понятия, и найдите их определения в учебнике, энциклопедическом словаре, Интернете.
  2. Проанализируйте текст параграфа и приведите доказательства того, что птицы имеют большое значение в природе .
  3. Какое влияние оказывает на птиц деятельность человека?
  4. Используя текст учебника, журнал «Биология для школьников» (№ 1 за 2009 г.), другие дополнительные источники информации,в том числе статьи в научно-популярных изданиях, интернет-ресурсы, подготовьте сообщение о птицах-символах.