Отряд Перепончатокрылые

Каких насекомых называют общественными?

В процессе длительного эволюционного развития у некоторых групп насекомых сложился общественный уклад жизни. Общественные насекомые живут организованными группами (сообществами), то есть семьями. Члены семьи делятся друг с другом пищей, совместно заботятся а потомстве, охраняют жилище. Они не способны жить изолированно друг от друга. К общественным насекомым относят многих перепончатокрылых – муравьев, шмелей, некоторых ос и пчел, например широко известную медоносную пчелу.

В чем особенности образа жизни медоносных пчел?

Медоносные пчелы живут большими семьями. В летний период одна семья насчитывает до 50–80 тыс. и более особей. Семью пчел называют роем.
Гнездо медоносных пчел представляет собой вертикальные ряды ячеек – соты, построенные из воска. По своему назначению сотовые ячейки универсальны. В них развиваются личинки и куколки пчел, хранится мед и перга (переработанная пчелами цветочная пыльца).

Пчелиная семья состоит из плодной матки (яйцекладущей самки), самцов (трутней) и большого числа рабочих пчел (рис. 36).
Рис. 36. Особенности строения и развития медоносной пчелы
Матка – основательница и организующее начала в семье. Она всегда в центре внимания рабочих пчел. Есть матка в семье – действия многотысячного сообщества слаженны и организованны. Если матка погибает, то семья превращается в скопление беспомощных, хаотично бегающих насекомых. Живет матка до пяти-шести лет.

Матку легко отличить по внешнему виду. Она заметно крупнее рабочих пчел (ее длина 20 – 25 мм), имеет длинное брюшко, в котором сильно развиты половые органы – яичники. Важнейшая роль матки – откладывание яиц. От ее плодовитости зависит численность, сила, работоспособность и продуктивность семьи.

В теплое время года матка откладывает до 2 тыс. яиц в сутки. Большая часть яиц оплодотворенные. Из них в зависимости от состава корма развиваются либо рабочие пчелы, либо матка (см. рис. 36).

Из неоплодотворенных яиц появляются трутни – это крупные (от 15 до 17 мм) самцы. Никакой работы трутни не выполняют ни в гнезде, ни в поле. Они не собирают нектар, не строят сот, не кормят личинок, не вентилируют гнездо. У трутней нет жала, и они не могут защищать гнездо. Кормятся трутни медом и пыльцой, которые заготовили рабочие пчелы. Единственное их назначение – осеменять матку. Обычно в семье бывает несколько сотен трутней. Трутни живут в гнезде только в летние месяцы, а ближе к осени рабочие пчелы безжалостно изгоняют их из гнезда.

Рабочие пчелы (длиной около 12 мм) – это самки, у которых слабо развиты органы размножения. Верхние челюсти – жвалы – служат им для строительства сотовых ячеек из воска. На нижней стороне брюшка рабочей пчелы есть отверстия восковых желез. Выделяемый ими воск откладывается на брюшке в виде небольших пластинок. Из пережеванных пластинок воска и строятся соты. Нижние челюсти и нижняя губа превратились в хоботок – сосущий ротовой аппарат.

В поисках корма рабочие пчелы вылетают из гнезда. Среди них есть разведчицы, которые заняты поиском растений, обильно выделяющих нектар. Найдя такие растения, разведчицы сообщают о них пчелам-сборщицам с помощью особых движений – так называемых танцев.

Рабочая пчела все время находится в движении. Опустившись на цветок, она своим хоботком сосет из него нектар и уже через несколько секунд перелетает на следующий цветок. Если пчела занята сбором пыльцы, то она активно ползает между пыльниками, стараясь набрать побольше пыльцы на волоски, покрывающие ее тело. С них пчела счищает пыльцу в корзиночки задних ног, где образуется комочек пыльцы – так называемая обножка.

Рабочие пчелы сообща выполняют все работы в гнезде, а с помощью ядовитого жила защищают жилище от непрошеных гостей. Рабочие пчелы летом могут жить до пяти недель, а появившиеся в начале осени – до весны.

Большое значение в жизни пчел имеет роение – это период, когда в семье появляется новая молодая матка, а старая с частью рабочих пчел улетает в поисках нового жилища. Так образуется новая пчелиная семья.

Зимуют в улье плодная матка и молодые рабочие пчелы, которые вывелись в конце лета. Они собираются в плотный клуб и согревают друг друга. Температура в зимующем клубе не опускается ниже +14 °С. В это время пчелы питаются накопленными запасами меда и перги.

Зачем разводят медоносных пчел?

Пчеловодства как отрасль сельского хозяйства имеет большое значение благодаря получению ценной продукции – меда, воска, цветочной пыльцы, прополиса (пчелиного клея, обладающего целебными свойствами). Пчелы – активные опылители многих растений. Их разведение способствует увеличению урожая насекомоопыляемых культурных растений: плодовых деревьев и ягодных кустарников, гречихи, подсолнечника.

В России пчеловодство распространено издавна и почти повсеместно. Настоящий переворот здесь сделал русский пчеловод П. И. Прокопович. В 1814 г. он создал первые рамочные ульи. В них каждый сот находится в подвижной рамке, которую можно легко вынимать и менять, на уничтожая пчел.

Во время обильного цветения нектароносных растений (липы, кипрея, гречихи, малины) в пчелиной семье обостряется инстинкт добычи корма. На сбор нектара переключается огромное число пчел. При хорошей погоде одна семья за сутки способна собирать по 20 кг и более нектара. Работа над превращением нектара в мед продолжается в пчелином гнезде, где при активной деятельности пчел-приемщиц и вентиляторщиц содержание воды в нектаре уменьшается примерно в четыре раза. Мед сгущается, тяжелеет, становится слаще, усиливается его аромат. В доведенном до готовности меде обнаружено более 400 компонентов. Наполненные таким медом ячейки пчелы запечатывают воском. За год сильная пчелиная семья потребляет до 100 кг меда.

В отличие от других животных, разводимых человеком, только медоносные пчелы сами заготавливают себе корм. Человек может забирать себе излишки меда безболезненно для пчел.

Проектная деятельность. Наблюдение за жизнью медоносных пчел

В погожий летний день понаблюдайте за поведением пчел. Посмотрите, как они торопливо вылетают из своего гнезда, как возвращаются, тяжело нагруженные добычей.

Попытайтесь по пыльцевой обножке у пчел определить, с каких растений они собирают пыльцу. Запомните, с ивовых деревьев пыльца светло-желтая, с одуванчика – оранжевая, огненная, с яблони – светло-зеленоватая, с клевера – густо-коричневая, с кипрея – темно-синяя. Существует немало других пыльценосных растений. Чтобы установить, какие растения какую пыльцу дают, наблюдайте за пчелами на цветках. Эти наблюдения обогатят ваши знания о медоносной флоре. Подготовьте стендовый доклад а медоносных растениях вашего региона.

Вопросы и задания

  1. Выпишите из текста параграфа научные термины, обозначающие новые понятия, и найдите их определения в учебнике, энциклопедическом словаре, Интернете.
  2. Чем питаются медоносные пчелы?
  3. Используя текст параграфа и информацию, которую содержит рисунок З6, выясните, какие функции в семье выполняют матка, трутни и рабочие пчелы.
  4. Какую роль в жизни медоносных пчел играет роение?
  5. Используя текст учебника, журнал «Биология для школьников» (№ 2 за 2008 г), который посвящен общественным насекомым, а также другие дополнительные источники информации, в том числе статьи в научно-популярных изданиях, интернет-ресурсы, подготовьте сообщение о значении пчеловодства.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector