Задания на лето по предмету "Ботаника"

Изучая ботанику, вы многое узнали о растениях, их многообразии, значении в природе и в жизни человека. Но все эти знания вы получали в основном на уроках, а также из книг, кинофильмов и телепередач. При этом непосредственных наблюдений в природе было мало. Летом вы можете компенсировать этот недостаток в изучении растений. Ведь на всей территории нашей страны лето – период активной жизнедеятельности растений. Войдите в это удивительное царство растений! Наблюдайте его жизнь и многообразие форм, изучайте организмы в их естественном окружении. Но только обязательно помните: царство растений – это царство живых существ, а с ними надо обращаться бережно, заботиться о благополучии каждого растения и всей растительности и природы в целом.

Что следует изучать в природе?

Выберите любую интересную для вас тему.

  1. Многообразие растительного мира. Присмотритесь к растениям, которые вас окружают в городе. Какие это растения? Постарайтесь определить их систематическую принадлежность; принадлежность к жизненным формам: деревьям, кустарникам, травам. Посмотрите, в каком состоянии их стволы и кроны, какие виды цветут, какие у них цветки и плоды, кто опыляет их и кто затем питается их плодами.
  2. Разнообразие трав. Обратите внимание на травы. Те, что растут около вашего дома, – они однолетние или многолетние? Как они размножаются и что этому способствует?
  3. Споровые растения. Будучи за городом. в лесу или в другом природном сообществе, отправляясь туда за ягодами, грибами или просто для отдыха, обратите внимание на споровые растения. Посмотрите, как разнообразны и красивы зеленые мхи. Выберите по одному-два побега каждого вида. Сделайте коллекцию мхов для себя или для школы.
  4. Годичные побеги. Рядом с вашим домом на примере одного-двух растений проведите исследование и определите: как идет нарастание годичных побегов, какова длина годичных приростов, как они располагаются в кроне, какие насекомые посещают их. Создайте свою систему записей в дневнике наблюдений, чтобы можно было сравнить состояние растения от начала лета до осени.
  5. Флористические миниатюры. Примите участие в изготовлении красивых флористических миниатюр-поделок. Соберите и засушите в расправленном виде красивые листья, побеги, цветки, соцветия, плоды и шишки. Создайте композицию в виде картины, подарочной открытки или закладки для книги.
  6. Наглядные пособия. Изготовьте наглядные пособия, например, по таким темам: "Многообразие листьев", "Жилкование листьев", "Повреждения листьев", "Сорные растения огорода", "Лишайники соснового леса", "Шишки хвойных растений". На клейкую ленту соберите для школы коллекцию спор разных мхов, папоротников, шляпочных грибов, надпишите их.
  7. Исследование процесса цветения травянистых растений. Найдите цветки насекомоопыляемые и цветки ветроопыляемые. Сравните их между собой. Понаблюдайте, какие насекомые посещают эти цветки, чем растения их привлекают. Отметьте, как ведут себя цветущие растения в солнечную и пасмурную погоду, прохладным утром и в жаркий полдень. Сделайте записи об этом в дневнике наблюдений. Перечитывая потом свои записи, вы увидите, как много интересного в живой природе, в природе рядом с вами. Для этого совсем не надо ехать куда-то далеко.

Выдающийся российский ученый-эколог Карл Францевич Рулье в середине XIX в., давая напутствие молодым исследователям природы, сказал: "Приляг к лужице, изучи подробно существа — растения и животные, ее населяющие, в постепенном развитии и взаимно непрестанно перекрещивающихся отношениях организмов и образа жизни, и ты для науки сделаешь несравненно более, нежели многие путешественники".

Биология: