Особенности внешнего строения растений

Мир растений огромен и удивителен. Знакомство с ним не ограничивается только изучением жизненных форм или культурных и дикорастущих растений. Важно знать, как различаются растения по строению, размножению, какова их роль в жизни нашей планеты. Рассмотрим разнообразие растений по строению их тела.

Морские водоросли
Морские водоросли:
1 — ламинария японская;
2 — ундария перистонадрезная;
3 — филофора жилковатая

Среди растений есть такие, тело которых не имеет отдельных органов (от греч. органон — "орудие", "инструмент"). К ним принадлежат, например, водоросли.

Растение, тело которого образовано различными органами (прежде всего стеблями с листьями), называют высшими растениями или листостебельными. К ним относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения.

Орган
это часть организма растения, выполняющая в нем определенную функцию и имеющая особое строение.

Органы растений. У растений обычно различают органы, выполняющие функции питания и функции размножения.

Органы растения, выполняющие функции питания, роста и обмена веществ с окружающей средой, называют вегетативными (от лат. вегетабилис - "растительный"). Все вместе они образуют вегетативное тело растения.

Вегетативное тело растения
Вегетативное тело растения

Высшие растения имеют два важных органа — корень и побег, с помощью которых растение осваивает две разные среды — почвенную и воздушную, извлекая из них необходимые для жизни вещества.

Корень и побег — главные вегетативные органы растения.

Общее строение растения можно выразить схемой (см. ниже).

Строение растения

Побег — это орган, состоящий из стебля, листьев и почек. Вот почему побег можно рассматривать как особую систему, состоящую из отдельных, но взаимосвязанных частей. Хотя стебель, листья и почки — это части побега, их часто тоже называют органами растения.

С помощью вегетативных органов растения могут осуществлять вегетативное размножение.

Некоторые растения имеют не побегах специальные образования, в которых развиваются особые мелкие клетки — споры, с помощью которых растения (например, папоротники) размножаются и расселяются по земной поверхности.

Кроме вегетативных органов растения имеют специальные органы, служащие для полового размножения. Их называют генеративными органами (от лат. генераре - "рожать", "производить"). К генеративным органам относят цветок, образующийся из него плод и заключенные в нем семена.

В генеративных органах развиваются особые половые клетки (мужские и женские), или гаметы. Мужские гаметы формируются в пыльце, развивающейся в тычинках цветка, а женские гаметы — в завязи пестика цветка. После опыления и оплодотворения на месте цветка образуется плод с семенами.

Семенные и споровые растения. Растения, образующие семена, называются семенными. Семенные растения, образующие цветки, называются цветковыми.

Цветковые растения
Цветковые растения: 1 — яблоня; 2 — астра гибридная; 3 — эшшольция (калифорнийский мак); 4 — нивяник обыкновенный

Среди семенных растений широко распространены хвойные растения. Хвойными их называют потому, что в отличие от других растений их листья (хвоинки) имеют форму иглы.

Ель европейская
Ель европейская

Эти растения образуют семена, но совсем не имеют цветков. К ним относятся, например, сосна, ель, лиственница, кипарис. У них семена развиваются не в плодах, а в шишах, и семена лежат на чешуях шишек открыто, голо. Такие растения называют голосеменными.

Хвойные — очень древние растения. Они появились на сотни миллионов лет раньше цветковых растений, имеют большое водоохранное и ландшафтное значение, а также служат источником древесины. Из семян многих хвойных добывают масло. Большинство из них — высокие деревья, редко кустарники. Например, некоторые ели вырастают до 90 м в высоту и живут до 500 лет. Из хвойных наиболее многочисленны представители рода сосна. Их высота может достигать 40 м. Как и ели, сосны живут до 500 лет. Один вид — сосна остистая — относится к наиболее долгоживущим деревьям. Полагают, что возраст некоторых из ныне живущих экземпляров 4900 лет.

К хвойным относится кедр ливанский, произрастающий в Ливане, Израиле, Сирии, Турции, Северной Африке. Живет более 1000 лет. К настоящему времени кедр почти полностью уничтожен людьми и сохранился главным образом в культурных посадках как декоративное растение и в ботанических садах. Он занесен в Красную книгу МСОП (Международного союза охраны природы и природных ресурсов).

Кедр ливанский
Кедр ливанский

Многообразие растений нашей планеты велико. Имеются представители, которые размножаются не семенами, а с помощью спор.

Споры (от греч. спора - "сеяние", "посев") - очень мелкие особые клетки, едва различимые невооруженным глазом, шарообразные или овальные. Они очень легкие, суховатые, разносятся потоками воздуха и воды на значительные расстояния. Попав в благоприятные условия, споры прорастают и образуют новые растения, на которых развиваются гаметы.

Папоротник
Папоротник — высшее споровое растение. В круге — осыпающиеся споры (с).

Спорами размножаются и расселяются мхи, папоротники, хвощи и плауны.

Растения, размножающиеся спорами, называются споровыми.

Семенные и споровые растения — это представители царства растений. Все они — зеленые растения, так как в их клетках содержится хлорофилл. Благодаря хлорофиллу растения способны на свету синтезировать органические вещества и выделять кислород. Этой способностью определяется огромное значение растений для жизни на нашей планете.

Лабораторная работа № 1

Тема. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.
Цель: ознакомиться с внешним строением цветкового и спорового растения.
Оборудование и материалы
1. Лупа ручная, микроскоп, препаровальная игла, предметное стекло, белый лист бумаги. 2. Растения пастушья сумка и папоротник, семена любого растения (например, редиса).

Ход работы

Задание 1. Знакомство с цветковым растением

  1. Рассмотрите цветковое растение.
  2. Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.
  3. Определите, где находятся цветки и плоды.
  4. Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.
  5. Рассмотрите плоды, определите их количество.
  6. Сделайте выводы.

Задание 2. Знакомство со споровыми растениями

  1. Рассмотрите растение и лист папоротника.
  2. Найдите на нижней поверхности листа коричневые бугорки.
  3. Потрясите слегка лист папоротника над листом бумаги. Споры высыпятся.
  4. Рассмотрите споры под лупой и под микроскопом. Зарисуйте их.
  5. Сравните размеры спор и семян.
  6. Сделайте вывод.

Мир растений разнообразен. Растения различаются по происхождению (дикорастущие и культурные), по длительности жизни (однолетние и многолетние), по внешнему облику (жизненные формы), по сложности строения тела (высшие и низшие) и по размерам тела. Большинство из них имеет зеленый цвет. Благодаря наличию хлорофилла все они способны на свету образовывать органические вещества и выделять кислород. Все растения — организмы.

  1. Назовите вегетативные органы яблони и ели.
  2. Приведите примеры знакомых вам высших растений.
  3. Какие споровые растения вы встречали в природе?