Дары Старого и Нового Света

Дары Нового Света. Трудно представить, но всего 250 лет назад в России еще никто не употреблял в пищу картофель или помидоры.

Предки американских индейцев много веков назад на плоскогорьях между горными цепями Анд нашли клубни дикого картофеля. Они называли его «папас». Дикий картофель был не удобен для употребления из-за мелких клубней, но человек начал его искусственно разводить, постоянно отбирая формы с более крупными клубнями. Родина культурного картофеля — плоскогорья Перу, Боливии и остров Чилоэ. Индейцы вывели сотни разных сортов картофеля, отличающихся друг от друга цветом, формой, скороспелостью, вкусом. Они начали возделывать эту культуру более 10 тыс. лет назад. Климат в тех местах суровый, случаются заморозки, но картофель издревле выращивают именно в таких условиях. Вот почему он хорошо прижился и в наших северных краях.

Сейчас в культуре известно в основном два вида картофеля — андийский и клубненосный. Картофель андийский и сейчас возделывается в теплых районах Южной Америки (Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия). Картофель клубненосный, или чилийский, – растение умеренного климата и размножается клубнями после их периода покоя. В Чили, на острове Чилоэ, картофель чилийский выращивается индейцами с доисторических времен. В Европу завезен вначале в Испанию, оттуда в 1565 г. во Францию. В Россию картофель попал как диковинное растение. Петр Первый, будучи в Голландии, прислал оттуда графу Шереметьеву мешок клубней картофеля под названием «земляное яблоко» и приказал распределить их по областям. Эта попытка, однако, не дала положительных результатов. В 1736 г. в Петербурге в Аптекарском огороде (ныне Сад Ботанического института) впервые были сделаны его посадки. Указом Сената в 1765 г. картофель вводится как обязательная пищевая культура. Название картофеля произошло от немецкого слова «картоффел».

Распространение картофеля среди крестьян велось принудительно и не всегда успешно. Однако все же вскоре простая по технике возделывания культура картофеля, обладающего высокими вкусовыми качествами, завоевала симпатии крестьян и заняла прочное место в земледелии Петербургской, Новгородской и других губерний. В наши дни в России картофель — ведущая сельскохозяйственная культура.

Кроме картофеля из Нового Света в Старый Свет — в Евразию, Африку завезены и другие ценные растения: кукуруза, тыква, батат, фасоль, какао и томаты (или помидоры). Хотя родина многих культурных растений находится немного южнее наших мест, специальные агротехнические приемы (например, подготовка рассады или использование теплиц) позволяют разводить их далеко на севере.

Томаты в диком виде обитают на Тихоокеанском побережье Южной Америки и на Галапагосских островах. Есть многолетние виды. На местном языке индейцев это растение называется «томати». В XVI в. его привезли в Испанию и Португалию, где стали называть золотым яблоком — «помо д’оро», отсюда и другое название — помидоры. В России томаты начали выращивать только в середине XIX в. в оранжереях. Сейчас созданы и выращиваются тысячи сортов помидоров в теплицах и в открытом грунте. Это одна из основных наших овощных культур.

О родине тыквы напоминают индейские сувениры. Тыква, дико произрастающая в Америке, издавна введена в культуру. К настоящему времени имеется огромное количество сортов пищевых, кормовых и декоративных тыкв, разновидности твердокорой тыквы, например кабачок и патиссон. В зрелых плодах содержатся различные сахара, и что очень ценно — много каротина. Его в 2-3 раза больше, чем в моркови. В России тыква выращивается давно, с конца XVIII в., особенно широко распространена в южных районах. Сейчас эта культура выращивается в открытом грунте до зрелого состояния даже в умеренно холодном поясе.

Сосуды из тыквы — популярные современные сувениры из Чили Дары Старого Света. Наряду с растениями, имеющими американское происхождение, в нашей стране разводят также «выходцев» из Старого Света. Среди них огромное значение в жизни человека имеют злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес. Они обеспечивают белковое питание человека.

Пшеница выращивается двух сортов — твердая и мягкая. Они различаются по белковому и углеводному составу зерна. Из муки твердой пшеницы можно раскатать очень тонкий слой теста, из нее хорошо получаются макаронные изделия, вкусный хлеб. Твердые сорта пшеницы лучше растут в южных районах. В северных областях успешно выращиваются только мягкие сорта. Тесто из муки мягкой пшеницы рыхлое, легко рвется, но зато из него получаются необычайно вкусные пироги и пшеничная каша.

Рожь впервые попала в культуру земледелия как сорняк пшеницы. Отделить семена сорной ржи от посевной пшеницы было очень трудно, поэтому вместе с пшеницей человек невольно выращивал и рожь. В северных районах пшеница часто погибала на полях, а ее спутница — рожь – выживала. Люди питались ее зерном и в конце концов признали ценной культурой. По сравнению с пшеницей рожь — молодая культура, ей всего 4000 лет. На территории нашей страны рожь известна с III в. н. э.

Важная сельскохозяйственная культура — капуста. Ее родина — Средиземноморье. Она широко возделывается во всем мире. Культивируют капусту несколько тысяч лет. Сейчас известно много сортов капусты: белокочанная, краснокочанная, савойская, кольраби, цветная, брюссельская, кормовая, пекинская, китайская, брокколи, черешковая (пак-чай), листовая и др. Все это особые формы вида капуста огородная. Дикий предок капусты огородной, вероятно, капуста лесная. Как часть этого вида под названием капуста крымская она местами встречается в Южном Крыму.

Виноград — вторая по древности и распространению культура после пшеницы. Его родина — Закавказье и Малая Азия. Виноградные ягоды сочные, сладкие и вкусные. Дикий виноград растет, обвивая высокие деревья. Культурный виноград возделывают в виде кустов, обрезая его ветки — лозы. Часто лозы подвязывают к специальным кольям или навесам. Виноград хорошо растет на склонах гор, среди обломков скал и щебня, в таких местах, где невозможно выращивать другие культуры. В теплых солнечных и сухих местностях виноград дает сладкие ягоды, в прохладном климате они получаются кислые.

Банан — высокое, иногда гигантское (до 15 м) травянистое растение, с мощным корневищем, упроченным толстым стеблем и ложным стволом, образованным огромными влагалищами крупных листьев. Плоды удлиненные, ягодовидные, толстокорые, с сочной ароматной мякотью, без семян. Банан размножается только делением корневища. После плодоношения вся надземная часть отмирает, но из почек возобновления отрастает новый деревоподобных травянистый побег.

Банан — гигантская трава

Родина культурных сортов банана — Индия. Банан — древнейшая культура, возделываемая в тропических районах с VII в. до н. э. В настоящее время выращивается в тропическом поясе на всех континентах. Плоды столовых сортов банана содержат в себе много сахаров, белков и витаминов, это ценный диетический фрукт. Но есть овощные, мучнистые сорта, которые употребляют в пищу в вареном и жареном виде или перерабатывают на муку.

Значение растений для человека. Дарами природы Старого и Нового Света являются не только хлебные или овощные, но и фруктовые растения, а также те, от которых люди получают многочисленные пряности и приправы (черный перец, мускатный орех, лавровый лист, гвоздика, горчица, петрушка, укроп, мята, анис, тмин). Одни из них уже давно стали культурными растениями. Другие еще произрастают в диком виде, но дают человеку для его нужд плоды, листья, кору, древесину, соки, смолы, корни и другие части и ценные вещества своего тела. Добывание их в неограниченном количестве привело к тому, что растения стали гибнуть, не успевая размножаться, и поэтому исчезают из растительного покрова Земли.

Дары Старого ( А ) и Нового ( Б ) Света

Нужно помнить, что эволюция — процесс необратимый, т. е. исчезнувший вид никогда не восстановится вновь. Вот почему, пользуясь дарами природы, необходимо бережно относиться к ней.

Старый и Новый Свет дали человечеству много различных ценных растений для питания, лечения, украшения жилищ, изготовления одежды, красителей, украшений и пр. Вводя в культуру то или иное растение, человек создавал множество новых сортов, менял их свойства по своему усмотрению.

  1. Можно ли растения в кабинете биологии в школе считать дарами природы?
  2. Назовите ваше любимое растение. Знаете ли вы, в какой части света родина этого растения?
  3. Могут ли культурные растения или сорняки без помощи человека расселиться по земной поверхности?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector