Что мы узнали о почве

Почва — верхний плодородный слой земли. Она состоит из частиц песка и глины, склеенных в комочки перегноем, или гумусом. В почве имеются минеральные соли, воздух и вода.

Перегной — органическая часть почвы. Он образуется из растительных и других органических остатков, перерабатываемых почвенными бактериями, мелкими животными (клещами, дождевыми и другими червями). Темный цвет почвы связан с наличием в ней перегноя.

Песок, глина и минеральные соли — минеральная часть почвы. Почвы, в которых глины больше, чем песка, называют глинистыми, а почвы, в которых много песка и мало глины, — песчаными.

Почва, состоящая из комочков (частиц песка и глины, склеенных перегноем), называется структурной. В ней много воздуха, она хорошо удерживает влагу.

Перегной почвы разлагается бактериями и постепенно превращается в минеральные соли. При недостатке перегноя комочки почвы легко разрушаются, и она становится бесструктурной, малоплодородной для выращивания растений.

Для сохранения структуры почвы в нее вносят органические удобрения (навоз, птичий помет, торф, компост). Восстанавливают структуру почвы путем выращивания на полях многолетних трав (клевера, тимофеевки, люпина).

Почву обрабатывают осенью и весной. Осенняя вспашка или перекопка почвы называется основной. На полях, обработанных осенью, бывает меньше сорняков.

Почва образовалась из размельченной горной породы в результате жизнедеятельности живых организмов, прежде всего бактерий, лишайников, почвенных грибов. Организмы-почвообразователи превращают органические остатки в перегной. Образование почвы длилось миллионы лет и продолжается в наше время.

Почва — одна из основных сред обитания живых организмов. Без нее на Земле не могло бы быть растительного покрова, животных и самого человека. Обрабатывая почву и выращивая на ней различные культурные растения, человек получает пищу, корм для сельскохозяйственных животных, сырье для промышленности.

  1. Земельный участок поделили на две равные части. На одной из них в течение ряда лет при осенней и весенней перекопке почвы тщательно выбирали и уносили за пределы все сорняки и растительные остатки. На другой части участка почву перекапывали вместе с сорняками и растительными остатками. Удобрения в почву не вносили. Решите, стала ли различаться по плодородию почва первого и второго участков. Ответ поясните.
  2. После посева семян почву на полях прикатывают - уплотняют при помощи специальных деревянных катков. Объясните, зачем нужен такой сельскохозяйственный прием для выращивания растений.
  3. Известно, что почвы различаются по содержанию в них песка и глины. Вам нужно узнать, какую часть почвы пришкольного участка составляет песок, а какую часть глина. Предложите способ решения этой задачи.
Биология: