Эволюционные идеи

Появление идей об эволюции

Эволюция — это грандиозный и закономерный исторический процесс изменения форм живых организмов на Земле. Он называется биологической эволюцией или просто эволюцией (от лат. evolutio - «развертывание»). Теория эволюции занимает центральное место в современной биологии, объединяя все ее области и являясь ее общей основой.

Эта теория имеет важнейшее мировоззренческое значение, поскольку создает определенное отношение к проблемам происхождения и развития органического мира и характеризует общие философские концепции — материалистические и идеалистические.
Сама идея об эволюции впервые была сформулирована Ж.-Б. Ламарком в XVIII веке, но ее предыстория уходит далеко в глубь веков.

История эволюционных идей ведет свое начало со времен античного мира, так, Гераклит Эфесский (конец VI — начало V в. до н. э.) рассуждал об изменяемости всего существующего, о его вечном движении. Эмпедокл (V в. до н. э.) полагал, что организмы, возникшие из первоначального хаоса, или погибали, или сохранялись. По его представлениям, погибали, главным образом, уродливые, неудачные варианты живых существ, а гармоничные сохранялись надолго. Демокрит (V в. до н. э.) считал, что организмы могут приспосабливаться к изменениям внешней среды. Аристотель (IV в. до н. э.) высказывался о постепенном усложнении строения в ряду организмов (согласно месту в «лестнице существ») и о причинах усложнения. Усложнение живых существ Аристотель называл термином «градация». Однако подобные идеи в эпоху Средневековья были забыты, и к ним вернулись лишь в XVII веке.

К середине XVIII века были накоплены многочисленные данные, свидетельствующие об огромном разнообразии форм организмов. Эти материалы для достаточного их понимания требовали систематизации. Важный вклад в это дело внесли английский ботаник Джон Рей (1628-1705), впервые предложивший бинарные названия видов, и известный шведский натуралист Карл Линней (1707-1778). К. Линнея по праву считают создателем научной систематики организмов. Однако Линней строго придерживался точки зрения неизменяемости видов, созданных Творцом. Он утверждал, что видов существует очень много, но ровно столько, сколько их было создано во время «сотворения мира».

Следует отметить, что К. Линней в последних своих сочинениях несколько отошел от этих позиций и высказывал предположение, что количество видов на Земле за время из существования могло увеличиться в результате скрещиваний между исходными видами.

Креационизм и трансформизм

В XVII-XVIII веках в мировоззрении многих ученых преобладали религиозные догмы о неизменности мира, созданного Творцом. В естествознании это направление получило название креационизм (от лат. creatio - «созидание», «порождение»). Это направление активно поддерживал французский ученый-палеонтолог Ж. Кювье. Как отдельное направление в биологи в эти годы существовали идеи преформизма (от лат. praeformo - «заранее образую», «предобразую») - учения о наличии в половых клетках (в яйце) сформированного зародыша, который затем лишь «разворачивается», увеличивается в размерах, то есть растет. Такого учения придерживались голландский натуралист А. Левенгук, итальянский биолог и врач М. Мальпиги и др.

Сперматозоиды по представлениям преформистов

Первым против креационизма выступил В.М. Ломоносов в своем трактате «О слоях земных», написанном в 1759 году, где он четко высказал идею («...Напрасно многие думаю, что все, что мы видим, сначало Творцом создано...») естественного протекания событий в неживой природе на Земле, влекущих за собой изменения в животном и растительном мире.

В том же 1759 году русский эмбриолог К.Ф. Вольф защитил докторскую диссертацию «Теория зарождения», где открыто выступил против положений преформизма. В диссертации Вольф открыто критиковал теории постоянства видов, подкрепив свои взгляды большим количеством фактического материала, добытого в непосредственных наблюдениях.

В середине XVIII века все больше появляется высказываний о возможности изменений, преобразований организмов и видов в природе. Это направление в естествознании получило название трансформизм (от лат. transformatio - «преобразование»).

Идей трансформизма придерживались естествоиспытатели Р. Гук, Ж.-Л. Бюффон, Э. Дарвин, И.-В. Гете, Э. Жоффруа Сент-Илер, М.В. Ломоносов, К.Ф. Вольф, П.С. Паллас, К.М. Бэр, К.Ф. Рулье, философы-натуралисты Д. Дидро, Ж. Ламетри и др.
К сожалению, у трансформистов не было единого взгляда на эволюцию, они лишь высказывали идею об изменяемости форм под воздействием окружающей среды, но не доказывали ее.

Например, Жорж-Луи Бюффон в многотомном сочинении «Естественная история», опираясь на многочисленные факты сравнительной морфологии и анатомии организмов из разных стран, активно отстаивал идею об изменяемости видов, естественном родстве организмов и единстве животного и растительного мира. Бюффон своими трудами фактически обосновал принцип влияния среды на организмы. В главе «О вырождении животных» он высказывал мысль о том, что если животные по каким-то причинам переселяются в другие страны, их природа должна сильно измениться; при этом могут возникнуть новые формы, до того не существующие. Ученый называл три основные причины, вызывающие изменение животных: 1) климат, 2) пища и 3) «гнет одомашнивания». Бюффон высказывал также предположение о том, что виды, относящиеся к одному семейству, могут иметь общность происхождения, и в качестве примера выводил от «общего ствола» всех диких кошек и всех диких и домашних лошадей.
Таким образом, в трудах Бюффона имеется попытка осмыслить ход исторического развития органического мира.

В эти годы в России академик Петр Симон Паллас также высказывает мысль о происхождении организмов некоторых видов от общих предков. Английский врач, натуралист и поэт Эразм Дарвин, дед Ч. Дарвина, излагает натурфилософские идеи о происхождении жизни, об изменяемости видов, экономии в природе и эволюции организмов.

Сторонник креационизма Жорж Кювье, стремясь снять противоречие, существующее между многочисленными фактами, свидетельствующими об устойчивости видов, и данными палеонтологии о многообразии некогда живших форм организмов, создал «Теорию катастроф». В ней он привел десятки глобальных бедствий, произошедших на Земле, дающих полное обновление органического мира благодаря деятельности Творца.

В 1762 году швейцарский эмбриолог Шарль Бонне в работе, посвященной размножению ряда беспозвоночных животных, впервые вводит в биологию термин «эволюция». Однако этот термин в качестве выразителя понятия об историческом развитии и поступательной прогрессивной изменяемости органического мира был использован Ж.Б. Ламарком лишь в 1802 году.

Первые истинно эволюционные теории были созданы великими естествоиспытателями XIX века Ж.-Б. Ламарком и Ч. Дарвином.

Эволюционная идея Ламарка

Ж.-Б. Ламарк свою эволюционную идею (теорию) изложил в труде «Философия зоологии» (1809).

Признавая существование разновидностей у организмов и изменения организмов в связи с их одомашниванием, Ламарк соглашается с тем, что виды изменяются. Причиной изменяемости видов он считает их врожденное стремление к самосовершенствованию». При этом Ламарк признает общность происхождения различных систематических групп живых организмов и подчеркивает, что в природе происходит развитие (градация) от низкоорганизованных форм к высокоорганизованным (как «лестница существ»). Ученый делает вывод о том, что изменения организмов имеют е случайный, а закономерный, направленный характер: в сторону постепенного совершенствования и усложнения организации.

Главной движущей силой эволюционных изменений Ламарк считает «стремление природы к прогрессу», изначально присущее всем живым существам, заложенное в них Творцом.

Ламарк признает, что внешняя среда оказывает влияние на правильность изначального стремления к совершенствованию. Изменения у растений осуществляются через обмен веществ, а у животных — через участие нервной системы. В результате у организмов происходит появление полезных привычек и они начинают чаще упражнять какие-то органы, которыми раньше не пользовались. На этой основе Ламарк формулирует два закона — о роли упражняемости и неупражняемости органов. Он предложит также путь (механизм) появления преобразований: 1) изменение в потребностях; 2) возникновение «новых» привычек; 3) частая упражняемость (или неупражняемость ) органа. Приобретенные организмом изменения сохраняются в их потомстве, то есть закрепляются в наследственности. Например, длинные ноги и шея у жирафа — наследственно закрепленное изменение, связанное с постоянным использованием этих частей тела при добывании пищи.

В своей теории Ламарк высказывает умозрительно, без особых доказательств, целый ряд положений: организмы изменчивы; все виды условны и постепенно преобразуются в новые виды; общая тенденция исторических изменений органов представляется как постепенное совершенствование их организации, движущей силой которой является стремление природы к прогрессу; изменения организмов, приобретенные в течение жизни в ответ на изменения условий, наследуются.

Опираясь на эти высказывания, Ламарк делает вывод, что в органическом мире, при всем его многообразии, можно усмотреть определенный порядок, как бы ступени неуклонного повышения уровня организации живых форм («лестница существ», или градация). На этом основании он утверждает, что развитие органического мира идет по пути постепенного совершенствования и усложнения организации. Однако движущей силой, обеспечивающей прогресс, Ламарк считает «стремление самой природы к прогрессу».

Таким образом, Ламарк объясняет с идеалистических позиций сущность и движущие силы эволюционного процесса органического мира. Теория Ламарка не была принята его современниками, так как не имела убедительных доказательств и не могла противостоять господствующему в те времена мировоззрению — креационизму.

Следует также заметить, что Ж.-Б. Ламарк, подобно трансформистам, выдвигал свои постулаты об эволюции, основываясь на изменениях у отдельных организмов (особей). При этом он не рассматривал какие-либо связи, существующие между организмами, групповые свойства видов.

Несмотря на то, что основные положения теории Ламарка были ошибочны, так как они не объясняли механизмов эволюционного процесса, ее историческая роль несомненна, поскольку она является первой последовательной эволюционно теорией, ставящей целью объяснить прогрессивное развитие органического мира в его многообразии.

Значение трудов Ж.-Б. Ламарка хорошо выразил академик К.М. Завадский: «Особой заслугой Ламарка является то, что он впервые выдвинул эволюционный прогресс как одну из основных закономерностей эволюции организмов».

Истинно материалистическая эволюционная теория была создана Ч. Дарвином.

Биология: