Лабораторная работа. Описание фенотипов местных сортов культурных растений

Цель работы: познакомиться с местными сортами злаковых, овощных или плодовых культур, убедиться в их фенотипических особенностях как следствии направленной селекционной работы.

Оборудование: раздаточные подносы, пинцеты, лупы, препаровальные иглы, листы белой бумаги, таблицы, рисунки и фотографии растений различных сортов.

Материал для работы: гербарии и коллекции растений разных сортов, выведенных массовым отбором (овес Шетиловский, пшеница Мельтурум 120, подсолнечник Пионер Сибири, Омский скороспелый) и индивидуальным отбором (овес Золотой дождь, Победа, пшеница Шехурдина 062 и 0329, Еремеева, Украинка, подсолнечник 631); сорта, выведенные гибридизацией и индивидуальным отбором – озимая пшеница (Безостая 1, Аврора, Кавказ, Мироновская 808, Юбилейная 50, Харьковская 63, Ильичевка), яровая пшеница (Саратовская 29, 36, 210), мягкая пшеница (Грехум 114); сорта подсолнечника, выведенные академиком В. С. Пустовойтом; гибридные сорта кукурузы (Днепропетровская, Грушевская и др.); местные сорта злаковых и овощных культур.

Ход работы
Работа может выполняться в нескольких вариантах в зависимости от ее целей и наличия раздаточного материала. Результаты наблюдений запишите в таблицу.

1. Знакомство с методами селекции растений. Еще раз изучите материал учебника о задачах, методах селекции растений и ее достижениях в нашей стране. По результатам работы заполните таблицу.

Селекция культурных растений

Ответьте на вопросы: от чего зависят методы отбора? Когда в селекционной практике используют различные методы: массовый отбор, индивидуальный отбор, гибридизацию?

2. Знакомство с фенотипическими признаками коллекционных сортов. Внимательно ознакомьтесь с предложенным вам раздаточным материалом.
Определите фенотипические признаки, характеризующие продуктивность сорта.

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Фенотипические признаки

3. Знакомство с фенотипическими признаками местных сортов. Внимательно ознакомьтесь с предложенными вам местными сортами злаковых или овощных культур.

Определите фенотипические признаки, характеризующие продуктивность данных сортов.

Сравните данные сорта, характеризующие эти признаки, с характеристикой продуктивности коллекционных высокоурожайных сортов.

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Обоснуйте, почему многие высокопродуктивные сорта не находят распространения в вашей местности.

Ответьте на вопрос: в каком поколении эффект гетерозиса наиболее высокий и почему? Обоснуйте причину экономической выгоды посевов гибридными семенами, а не чистосортными. Какое значение для практики селекции растений имеет учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений?

Сделайте вывод.