История развития эволюционных идей

Какие взгляды на развитие живой природы существовали до создания учения Ч. Дарвина?

В настоящее время на Земле обнаружено более 2 млн видов растений, животных и грибов, известно огромное разнообразие бактерий. На нашей планете обитают как высокоорганизованные организмы, так и примитивные, возникшие много десятков миллионов лет назад. Примитивные организмы хорошо приспособились к условиям окружающей среды, поэтому они стабильны в своей организации.

Биологическая эволюция представляет собой необратимое историческое развитие живой природы, которое сопровождается адаптациями (приспособлениями) всего живого к разнообразным и постоянно меняющимся условиям существования, образованием и вымиранием видов, преобразованиями биогеоценозов и биосферы в целом.

Представления о сотворении живых организмов. Одним из первых древних ученых и философов, имеющих эволюционные взгляды, был Аристотель (384 – 322 до н. э.), поскольку признавал постепенное развитие природы. В начальной стадии развития природы, по его мнению. была неорганическая материя, которая затем перешла в материю органическую, живую. Развитие природных существ, по его представлениям, сводится к их восхождению по»ступенькам лестницы» и осуществляется вследствие присущего материи стремления к совершенствованию.

В эпоху Средневековья все трактаты имели теологический характер (обращение к Богу, объяснение всех явлений жизни божественной волей). В Европе с VI по XVI в. был полный застой в развитии наук о природе. В сочинениях Средневековья растения или животные часто интересовали авторов не сами по себе, а как символы, обозначающие и выражающие идею Творца.

На протяжении тысячелетий люди были убеждены в постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности живой природы. Изначальная целесообразность соответствовала представлениям о том, что каждый вид организмов создан Богом с целью обитания в определенных условиях, для выполнения определенных функций. Такое воззрение, называемое креационизмом, отражает идею о едином акте творения.

Длительное время в науке накапливался фактический материал. В XVIII в. в связи с обилием научных фактов о многообразии растений и животных возникла необходимость привести описанные виды в систему. Огромную работу в этом направлении проделал шведский ученый К. Линней (1707 – 1778).

К. Линней заложил основы науки систематики, ввел в естественные науки понятие «система» – это иерархия включающих друг друга подразделений, создал первые системы растений в животных. Растения он поделил на классы в зависимости от строения цветка, в частности от количества тычинок. Животных он разделил на три ступени и шесть классов, исходя из особенностей строения кровеносной системы. Линней считал, что название вида должно состоять из двух частей – названия рода и вида. Такая бинарная (двойная) номенклатура используется и по настоящее время. Будучи убежденным креационистом, т. е. сторонником неизменяемости видов, К. Линней оставался сторонником взглядов о постоянстве исходных видов, сотворенных Богом. Он создал искусственную систему, так как она не отражала эволюцию живого мира, ибо не была построена на основе их происхождения и родственных связей.

Предпосылки возникновения эволюционного учения. Принципиально иное миропонимание, базирующееся на идее исторического развития живой природы, пришло в биологию из космогонии и геологии. Благодаря трудам немецкого философа и ученого И. Канта, заложившего основу теории исторического развития Солнечной системы, и английского геолога Ч. Лайеля, разработавшего концепцию развития поверхности Земли (геологической эволюции), происходило осознание исторического развития природы. Стал формироваться исторический метод познания природы, ориентирующий исследователей не только на описание явлений, но и на их объяснение, на установление причин и следствий, этапов развития. Принцип историзма лег в основу эволюционного учения. Автором идеи исторического развития природы от неорганических тел до человека был А. И. Герцен.

К предпосылкам возникновения эволюционного учения можно отнести и успехи биологической науки в XVIII – начале XIX в.:

  • успехи палеонтологии, доказавшей, что животный и растительный мир древней Земли был представлен видами, существенно отличающимися от современных видов, но обнаруживающими сходство в пределах типа;
  • разработку клеточной теории, показавшей общность всех организмов на клеточном уровне и утверждавшей идею единства происхождения растительного и животного мира;
  • успехи эмбриологии, доказавшей, что эмбрионы различных систематических групп хордовых животных имеют сходные стадии развития, следовательно, утверждавшей единство происхождения всех хордовых животных;
  • развитие сравнительной морфологии и анатомии, показавших черты сходства в общем плане строения позвоночных, принадлежащих к разным систематическим группам;
  • открытие закона сохранения и превращения энергии;
  • результаты географических экспедиций, которые продемонстрировали огромное разнообразие видов животных и растений, а также уникальность флоры и фауны некоторых районов Земли.

Данные научные открытия не согласовывались с идеей постоянства видов и ждали своего объяснения с точки зрения эволюции.

Эволюционное учение Ж. Б. Ламарка. Эволюционное учение – это учение о движущих силах исторического развития живой природы. Первая эволюционная теория в биологии была разработана французским ученым Жаном Батистом Ламарком.

Ламарк считал, что в основе исторического развития живой природы лежит изменчивость организмов. Он ошибочно полагал, что любое изменение организма наследуется потомками. Установив изменяемость видов, ученый попытался выявить те факторы, которые определяют ход эволюции организмов, т. е. движущие силы эволюции.

Согласно его теории, первые организмы произошли путем самозарождения из тел неорганической природы. В книге «Философия зоологии» (1809) он дает обоснование «лестнице существ».

Движущими силами (факторами) эволюции, по мнению Ж. Б. Ламарка, являются внутреннее стремление организмов к прогрессивному развитию от простого к сложному, заложенное в них изначально, и влияние внешней среды на организмы. Внутреннее стремление организмов к совершенствованию обусловливает усложнение их организации и поднимает их на новую ступень развития. Такое ступенчатое повышение организации живых организмов Ламарк назвал принципом градации (от лат. gradatio – постепенное повышение). Упражнение или неупражнение органов ведет к приспособлению организмов к среде обитания, но не повышает уровня их развития (отклонение от градации).

Ж. Б. Ламарк считал, что реакции любого организма на изменение условий внешней среды изначально целесообразны. Например, у животных вслед за изменением условий среды тотчас перестраивается поведение, и посредством упражнения соответствующие органы изменяются в нужном направлении; эти изменения передаются по наследству.

Так, по Ламарку, длинные шея и ноги жирафа – результат того, что многие поколения его некогда коротконогих и короткошеих предков питались листьями деревьев, за которыми им приходилось тянуться все выше и выше. Незначительное удлинение шеи и ног, происходившее в каждом поколении, передавалось следующему поколению, и так до тех пор, пока эти части тела не достигли настоящей длины, Ламарк приводит большое количество подобных примеров: длинная шея у лебедя и гуся, удлиненный язык у муравьеда и дятла, перемещение глаз на боковую часть головы у змеи и т. д. Ламарк также называет ряд примеров утраты органов по причине «неупотребления». К их числу он относит исчезновение конечностей у змей, органов зрения – у крота, слепыша. Особенно убедительным кажется ему пример с насекомыми, утратившими крылья, в случае, когда они ими не пользуются.

Несмотря на то что понимание Ламарком движущих сил эволюции было ошибочным и во многом идеалистическим (это касается внутреннего стремления организмов к прогрессу и изначальной целесообразности любой реакции на изменение условий), его теория способствовала подготовке почвы для восприятия эволюционных взглядов.
Положения эволюционной теории Ламарка были слабо аргументированы, почему и не получили широкого распространения среди современников.

Тем не менее заслуги его перед наукой велики, поскольку он впервые предложил целостную концепцию эволюции органического мира. Именно в привлечении внимания ученых к проблеме движущих сил эволюции и заключалась заслуга Ламарка, которую высоко в свое время оценил Ч. Дарвин.

Вопросы и задания

  1. Дайте определение понятия .биологическая эволюция».
  2. Какое значение для развития эволюционных идей имели труды К. Линнея?
  3. Что явилось предпосылками создания эволюционной теории?
  4. В чем состоит ошибочность взглядов Ж. Б. Ламарка на эволюцию?
  5. В чем, несмотря на научные заблуждения Ламарка, заключается его заслуга перед наукой?